Детское чтение глазами психолога

«Глагол „читать“ не терпит повелительного наклонения», — эта строчка современного французского педагога и писателя Даниэля Пеннака описывает саму суть проблемы приобщения к чтению. Мы, взрослые, можем окружить ребенка книгами, но это совсем не гарантирует того, что он захочет взять их в руки. Мы можем регулярно рассказывать о пользе чтения. Результатом наших педагогических усилий, с большой долей вероятности, станет то, что ребенок научиться «правильно» отвечать на вопросы взрослых и приводить в своих сочинениях стандартные фразы о пользе чтения, но при этом он не будет читать ничего, кроме произведений, входящих в школьную программу.

Мы, правда, можем и заставить его читать, особенно пока он мал и наш авторитет непререкаем, а наши силы несопоставимы, но пройдет не так много времени — и в ответ мы получим презрение и недоверие к нам и стойкую нелюбовь к чтению.

Заставить читать можно, но невозможно заставить любить чтение, невозможно заставить совершать ту трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а ребенка — равноправным собеседником автора. В процессе приобщения ребенка к чтению взрослый исполняет роль посредника между ребенком и книгой или шире — книжной культурой. В этой роли он должен увлечь ребенка чтением, а так же выполнить за него и вместе с ним ту читательскую работу, которую ребенок пока еще не может выполнять самостоятельно. Решение обеих этих задач трудно подчинить какому-то строгому алгоритму.

Можно рассказать взрослым о пользе семейного чтения, написать методические рекомендации о том, что и как читать ребенку определенного возраста, но пользу эти рекомендации принесут только в том случае, если взрослому удается чувствовать ребенка, понимать, что ему нужно, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей. Самые хорошие методические рекомендации, применяемые без учета ситуации, особенностей ребенка могут оказаться бесполезными, а порой даже вредными.

С мотивацией к чтению дело обстоит еще сложнее. Мы не можем заставить или уговорить ребенка любить чтение, любовь можно только разделить, подарить и ждать, что ребенок откликнется, что ваша искренняя увлеченность заденет какую-то струнку его души.